Журнал ProDemolition.ru издается при поддержке
завода алмазного инструмента «Дельта»

Восстанавливать нельзя сносить!

6 октября 2011 | Автор: stonehead | Рубрики: Технологии
0

Снос здания

Где поставить запятую? Что делать с объектом — восстанавливать или сносить? Такой вопрос часто задают себе заказчики, выбирая оптимальный для себя вариант проведения работ по реконструкции объектов. Но очень часто во внимание не принимается один очень важный параметр — стоимость дальнейшего обслуживания объекта.

Понятно, что ремонт трещин или сколов в бетонных поверхностях на стадионах, парковках, в конструкции мостов, тоннелей, плотин, доков или взлетно-посадочных полос является очевидным и относительно недорогим решением для дальнейшей эксплуатации объектов. Но если повреждения более серьезны, то в долгосрочной перспективе может быть дешевле все снести и отстроить заново.

Недостающим элементом для принятия правильного решения, во многих случаях, является общая оценка жизненного цикла бетонных конструкций. Этот метод прошел испытание временем, широко используется в зарубежных странах, особенно в США и Европе, и позволяет определить наилучший план действий в отношении восстановления структуры бетона. Рассматривая все финансовые аспекты владелец объекта может получить полный спектр имеющихся вариантов и выбрать лучший из них, тем самым значительно снизить общую стоимость обслуживания конструкции в течение всего срока службы.

«Стоимость жизненного цикла (Life cycle costs, LCC) бетонных конструкций — это расчет всех расходов, некая экономическая модель для оценки альтернатив, связанных с эксплуатацией оборудования и проектов, — говорит Пол Берринджер из компании Barringer & Associates Inc. (г. Хамбл, штат Техас). — Целью LCC анализа является выбор наиболее экономически эффективного подхода из нескольких альтернатив для достижения наименьшей стоимости владения объектом в долгосрочной перспективе».

Исследование состояния бетона

Определение невидимых дефектов и степени разрушения бетона являются ключевыми элементами любой LCC оценки. Для получения информации о структуре бетона часто используется метод тестирования без разрушения (Non destructive testing, NDT). В технологии тестирования бетона без разрушения используются звуковые методики, методики с использованием гальванических импульсов, георадаров и другие способы тестирования. После получения первичных данных исследования можно более точно рассчитать стоимость работ по восстановлению структуры бетона, что очень важно для владельца объекта при принятия решения о способе проведения восстановительных работ.

При высокой стоимости восстановительных работ есть смысл подумать о полном демонтаже объекта и постройке на его месте нового. Такой вариант становится особенно актуальным, если объект находится, например, в сейсмологически опасной зоне или на его эксплуатацию накладываются особые условия, скажем, по безопасности (тоннели, аэропорты и т.д.) или экологии (атомные станции, химическая промышленность, металлургия и т.д.).

В некоторых случаях демонтаж объекта может оказаться лучшим вариантом, если допустимый срок эксплуатации объекта подходит к концу. В любом случае целесообразно нанять специалиста для обследования состояния объекта и оценки жизненного цикла структуры бетона. Если обнаруженные повреждения не могут привести к разрушению всей структуры бетона, то, безусловно, лучшим вариантом является ремонт и восстановление.

Например, в Международном аэропорту Сан-Франциско, расположенном на берегу залива, столкнулись с проблемой освещения рулежных дорожек — оказалось, что в бетонных гнездах, в которые вставляются фонари, начали образовываться трещины. Руководство аэропорта рассмотрело все варианты: от ремонта до полной замены системы подсветки взлетно-посадочных полос. В данном случае было принято решение провести ремонт трещин специально подобранной смесью на основе эпоксидки, которая может выдержать неблагоприятные климатические условия (близость океана) и большую нагрузку от воздушных судов.

«Использование эпоксидной смеси предотвратило дальнейшее разрушение системы освещения рулежных дорожек, — рассказывает Чарли Фрис (Charlie Freas), инженер-консультант Международного аэропорта в Сан-Франциско. — Это оказалось правильным решением в долгосрочной перспективе, как в финансовом, так и в техническом отношении.»

Аэропорт уже ранее использовал аналогичные эпоксидные составы для ремонта трещин в бетонных поверхностях автостоянок, служебных тоннелей, расположенных ниже уровня грунтовых вод, а также для ремонта сколов на пандусах и рулежных дорожках перед ангарами. Что касается трещин в аэродромном асфальте, инженерные службы постоянно инспектируют взлетно-посадочные полосы и бетонные покрытия всей инфраструктуры аэропорта для выявления малейших признаков разрушения во избежание аварий с воздушными судами.

«Так как сколы в бетонном покрытии могут быть существенными, а последствия столь значительными, мы предпочитаем заменять целые бетонные секции, нежели потом столкнуться с проблемой ремонта самолетов, — говорит Фрис. — Однако у нас есть уверенность в том, что применение эпоксидной смеси в некоторых случаях обеспечивает достаточную прочность покрытия, без дальнейшего его разрушения.»

Применение эпоксидных смесей для ремонта бетонных поверхностей объектов, расположенных вблизи моря или океана (например, причалов, доков и т.д.) является проверенным решением, т.к. специально подобранные смеси успешно справляются с присутствием воды и соли и поддерживают целостность структуры бетона.

Факторы, которые необходимо учитывать

Чарли Фрис говорит, что затраты на обслуживание объекта не могут быть единственным фактором, который необходимо учитывать, когда речь заходит о выборе между ремонтом и сносом.

Например, в аэропортах иногда необходимо изменить конфигурацию взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек — в этом случае речь может идти только о демонтаже.

И наоборот, в порту города Окленда в Калифорнии используется построенный 80 лет назад причальный комплекс для контейнерного крана. Хотя причал уже давно требует демонтажа и полной перестройки, но в порту нет другой площадки для временного переноса крана. Ремонт — единственное решение в данном случае.

«Я осмотрел причал ниже уровня моря, и мы подобрали эпоксидную смесь для защиты арматуры от коррозии, вернули структуру бетона к его первоначальной прочности и продлили жизнь причала, — рассказывает Билл Моррисон (Bill Morrison), менеджер портовых сооружений в порту Окленда. — Несмотря на свой возраст, эти причалы все еще работают.»

Новые веяния

Еще одна важная тенденция: правительства многих стран изменяют законодательства и предлагают финансовые стимулы для использования существующих зданий для других целей вместо их демонтажа. Это уже происходит повсеместно в крупных городах Китая, где владельцы получают вознаграждение, если они согласны преобразовать старый отель в кондоминиум или старый офисный комплекс в складские помещения. Данная тенденция использования существующих зданий для других целей наблюдается и в Северной Америке — строительство новых объектов в центрах городов ограничено законодательством по сохранению архитектурного наследия и проблемами, связанными с защитой окружающей среды и утилизацией отходов.

* * *

Если вы делаете выбор между ремонтом и демонтажом, делайте это правильно. Используйте правильные материалы и проконсультируйтесь с инженерами, которые могут помочь оценить ваши варианты в зависимости от стоимости жизненного цикла объектов.


Постоянная ссылка на статью Восстанавливать нельзя сносить!

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *