Журнал ProDemolition.ru издается при поддержке
завода алмазного инструмента «Дельта»

Строительство трамвайного моста для пересадочного узла железнодорожного вокзала

19 января 2016 | Автор: stonehead | Рубрики: Примеры работ
0

Строительство трамвайного моста в Ноттингеме

Уникальное инженерное решение было реализовано при строительстве трамвайного моста для пересадочного узла на вокзале в г. Ноттингем (Великобритания). Огромный пролет моста собрали рядом с железнодорожной станцией, а потом «задвинули» на место, не останавливая движение поездов и автомобилей.

Сначала немного истории. Советник Джейн Уркхарт (Jane Urquhart), отвечающая за планирование и транспорт в городском Совете Ноттингема, с момента избрания в состав Совета в 2000 году стала вникать во все тонкости проекта развития трамвайной  городской сети. В первую очередь она внимательно ознакомилась с ходом строительства первой линии между Хакнелл/М1 и железнодорожным вокзалом Ноттингема. С этим проектом было много проблем (как социальных, так и технических), но его все-таки удалось реализовать. Джейн Уркхарт  говорит, что даже некоторые ярые скептики пришли посмотреть на результаты — на самом деле, это была хорошая идея!

Решение проблем местных жителей — ключ к успеху

Джейн Уркхарт говорит, что важные уроки были извлечены при строительстве первой линии (Line One) — в первую очередь, необходимо вплотную решать местные вопросы, очень важно обеспечить беспрепятственный доступ к большому количеству информации по данному проекту, использовать различные средства регулярного распространения информации, а также быть готовым скорректировать детали и программы плана, когда это требуется для преодоления местных проблем.

По мнению Джейн, ввод в эксплуатацию первой линии имел оглушительный успех. С момента своего открытия власти Ноттингема наблюдали увеличение пассажирского потока не только на трамваях, но и на других видах общественного транспорта. Развитие трамвайной сети (Phase Two) будет опираться на этот успех, добавив несколько ключевых направлений, в том числе строительство новых линий и пересадочных узлов.

Городской совет осуществляет частичное финансирование как новых трамвайных линий, так и текущих работ по благоустройству железнодорожного вокзала Ноттингема. В декабре 2011 года городской Совет Ноттингема подписал концессионное соглашение (Частная финансовая инициатива) с компанией Tramlink сроком на 25 лет. Строительство новых трамвайных линий будет осуществлять совместное предприятие, в которое вошли компании Taylor Woodrow и Alstom. В настоящее время в проект вовлечены 600 человек, что является важным источником занятости местного населения.

Планы развития трамвайной сети

Власти Ноттингема намерены активно развивать городскую транспортную сеть. В планах — строительство 6 или 7 новых линий, а также продление существующих трамвайных маршрутов.

Городской Совет заинтересован в концепции развития железнодорожного и трамвайного транспорта в плане возможности расширения услуг за пределами трамвайной сети, а также включения в нее неиспользуемых железнодорожных путей в городе. Кроме того, городские власти ведут работы по полной интеграции электронных билетов для всех видов транспорта.

Строительство нового моста для пересадочного узла железнодорожного вокзала

По плану новый трамвайный мост должен был построен прямо над железнодорожными путями и вокзалом, иметь длину 104 и ширину 14,5 метров.

Строительство трамвайного моста в Ноттингеме

Основными проблемами при строительстве были крайне ограниченное место для строительной площадки и невозможность остановки железнодорожного движения и функционирования вокзала. Поэтому было решено собрать фермы пролетов моста в непосредственной близости к вокзалу, а затем сдвинуть их на 50 метров и закрепить конструкцию на опорах.

Строительство трамвайного моста в Ноттингеме

Для решения такой непростой инженерной задачи было выделено место на привокзальных улицах, кроме того, пришлось разобрать части крыши вокзала.

Строительство трамвайного моста в Ноттингеме

Новый мост на месте старого

Новый мост решили построить точно на месте старого Большого моста центрального вокзала (Great Central Railway bridge), который был демонтирован в начале 1980-х годов. Два кессона фундамента старого моста были использованы повторно, но их предварительно укрепили с помощью мини-свай. Остальные опоры моста предполагалось построить по методу CFA (Continuous Flight Auger) или НПШ (Непрерывный Полый Шнек) — с использованием буронабивных свай, которые часто используются в условиях плотной городской застройки. Данная технология устройства фундаментов не оказывает вибрации и колебаний на соседние грунтовые массивы, обеспечивая бесшумность производственного процесса — поэтому работы можно проводить в любое время суток, что приводит к экономии бюджета и сокращению сроков строительства.

Давайте посмотрим небольшое видео, чтобы иметь представление о 2-х этапах строительства трамвайного моста над железнодорожным вокзалом:

Работы по «задвижке» первой половины моста начались в ночь с понедельника 11 февраля 2013 года, продолжались каждую ночь и, в общей сложности, заняли 10 ночей. Ферма моста длиной 52 метра была приподнята на высоту 7,3 метра от уровня дороги. Когда оба пролета моста займут свое положение, то фермы будут немного опущены до уровня существующей эстакады, оставшейся от старого демонтированного моста.

Строительство трамвайного моста в Ноттингеме

Второй пролет моста имел также длину 52 метра, но технически работа была намного сложнее. Если в первом случае была задействована эстакада и старые опоры, то перед монтажом второй фермы пришлось возводить несколько временных опор, чтобы распределить нагрузку при перемещении пролетов моста.

Строительство трамвайного моста в Ноттингеме

Ферма моста была сварена из труб диаметром 711 мм и толщиной стенок 40 мм. За один прием ферма сдвигалась всего на 1,3 метра.

Японская сталь

Субподрядчик проекта, компания Cleveland Bridge Engineering, выяснила, что в мире есть всего 2 прокатных стана, которые могли бы изготовить методом горячего проката стальные трубы необходимой толщины и диаметра для конструкции пролетов моста — один в Корее, а другой в Японии. В результате выбор пал на японского производителя.

Одной из проблем было то, что не было возможности установить промежуточные  железобетонные опоры толщиной 250 мм. На первом этапе, когда сдвигали одну ферму, нагрузка на опоры была одной, а на втором этапе, когда вместе сдвигались сразу два пролета моста, необходимо было не только правильно перераспределить нагрузку, но еще и дополнительно использовать противовес в задней части моста, чтобы уравновесить всю конструкцию при движении. Общий вес стальной конструкции составил около 1100 тонн, и она имела 104 метра в длину!

Строительство трамвайного моста в Ноттингеме

Фермы моста имели внушительные размеры, поэтому отдельные части были отлиты на заводе в Японии, а затем собирались и красились прямо на объекте. Сваркой и покраской металлоконструкций занимались специалисты компании Cleveland Bridge Engineering.

Подъем и перемещение пролетов моста

За все работы по подъему, перемещению и монтажу стальных ферм моста отвечала компания Mammoet. Координацию и менеджмент всех работ осуществляла компания Taylor Woodrow.

Строительство трамвайного моста в Ноттингеме

Движение фермы моста осуществлялось с помощью специальных домкратов. Металлическая труба фермы надежно лежала в седле домкрата, по форме точно соответствующей трубе. Домкраты приподнимали многотонную конструкцию перемещали на 1,3 метра, а затем делали следующий «шаг» еще на 1,3 метра. После этого вся система домкратов перемещалась на опоре, чтобы сдвинуть конструкцию еще на 2,6 метра.

Строительство трамвайного моста в Ноттингеме

Когда система домкратов достигала края, то она перемещалась обратно к переднему краю и движение пролетов моста повторялось. Перемещение фермы моста на 2,6 метра занимало 1 час.

Строительство трамвайного моста в Ноттингеме

Для снижения нагрузки на мост, а также на укосины между опорами, смонтированными на расстоянии 52 метра друг от друга, на переднем крае фермы был добавлен 13-метровый противовес. Когда относительно легкий «нос» достигал следующей опоры, то на нее переносилась часть веса фермы.

Строительство трамвайного моста в Ноттингеме

Согласно плану, по новому мосту проложили 2 трамвайных линии и 3-метровые пешеходные дорожки по каждой стороне. Также на мосту появилась новая трамвайная остановка.

Строительство трамвайного моста в Ноттингеме

Новый мост является гордостью и одной из достопримечательностей Ноттингема и частью амбициозных планов городского Совета по развитию транспортной инфраструктуры.

В заключение стоит отметить, что технологии строительства мостов в Великобритании находятся на самом современном техническом уровне. Некоторое время назад, мы уже рассказывали, о замене 1000-тонного пролета железнодорожного моста Caversham Road, когда старую секцию моста отрезали и увезли на платформе-тягаче, а на его место привезли новую, смонтированную заранее секцию.


Постоянная ссылка на статью Строительство трамвайного моста для пересадочного узла железнодорожного вокзала

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *